Наша выворотность
март 2017

О балетной выворотности

Выворотность есть основа, на которой построен классический танец. С этим утверждением никто не спорит. Однако у понимания выворотности есть два аспекта. Первый: люди думают о выворотности как о возможности встать в абсолютные балетные позиции ног. Второй: понимание выворотности как усилия.

В терминологии классического танца есть понятия en dehors (движение наружу от опорной ноги) и en dedans (движение во внутрь к опорной ноге). En dehors обозначает также понятие выворотности ног.

Вытянем обе руки вперед перед собой ладонями вниз и, поворачивая их друг к другу, выкрутим руки ладонями вверх. Это и есть выворотность или, если использовать медицинский термин – супинация, то есть усилия, при которых конечности выворачиваются изнутри наружу.

Возможность разворачивать ноги наружу проверяют у детей, поступающих в балетные школы. Экзаменаторы определяют физические пределы выворотности: хватит ли их для точных направлений, правильного поднятия ног и правильной постановки корпуса.

Возможности выворачивания зависят от:
Первые два замечания касаются физических данных. Последнее уточнение, касающееся усилий, и есть тема нашего разговора.

Если человек оказался в балетном классе, то его физические возможности нас уже мало интересуют. Задача педагога — научить прилагать длительные и непрекращающиеся усилия для супинации ног.

Балетное обучение начинается с постановки корпуса. Первое упражнение – изучение позиций ног. Цель – устойчивость.
Устойчивость в той или иной мере отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках классического танца она подвергается особенно кропотливой отработке, которая начинается с изучения позиций ног; здесь учащимся впервые прививают умения твердо и правильно стоять на выворотных ногах.

Выворотность ног - это обязательное условие исполнительской техники классического танца. Она, как известно, способствует более свободному (в тазобедренной части тела) и пластически завершенному движению ног, увеличивает площадь опоры, следовательно, повышает устойчивость.

Площадь опоры будет более значительной, если выворотные ноги примут положение I позиции. Во II, особенно в IV позиции площадь опоры еще более увеличивается.

Успешно освоить устойчивость помогает твердое соблюдение следующих правил. Ступни ног всегда плотно и равномерно примыкают к поверхности пола. Пальцы ног, как цепкие щупальца, с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего его нарушения; пятки плотно, с хорошим эластичным упором примыкают к полу. Следует избегать навала на большой палец, так как он сокращает площадь опоры и снижает устойчивость.

Не менее существенна в развитии устойчивости работа колена и бедра, которые следует удерживать выворотно с эластичным взаимодействием стопы.

Н.И. Тарасов
Идеальная выворотность
Еще более закрепляет неподвижность ног (опорной ноги) выворотное положение бедер. Пестов в своих тетрадях пишет об этом приеме следующее: «Закон устойчивости — в неукоснительном внимании к опорному бедру, в его полной дисциплине, полной неподвижности, абсолютной выворотности».

Достигая пределов супинирования бедра, танцовщица закрепляет трехосный тазобедренный сустав. Нога остается в полной неподвижности по отношению к корпусу. Приемом нацелен на устойчивость и возможность обретения виртуозности.

На уроке педагог может объяснять это так: ягодицы или ягодичные мышцы должны быть сильно прижаты к телу, верх бедер развернут кнаружи. Мой наставник показывал это вставая в I позицию, до предела разгибал коленные суставы, сильно прижимал ягодичные мышцы, своими руками проводил по внешней стороне паха со словами: «вытяни ноги наверху», «вытяни верхние колени, чтобы сохранить нижние», «обычные колени есть у всех, а ты мне вытяни колени танцовщика — это вторые, верхние колени — о них никто теперь не знает».

Я попытался рассказать о выворотности, говоря только о постановке корпуса. Далее, разбирая все последующие темы, мы будем неизбежно возвращаться к одной и той же проблеме – как донести до студентов необходимость длительного и усиливающегося супинирования обеих ног.

В заключение упомяну о том, что в XVIII веке в каждом балетном классе стояли специальные машины для разрабатывания выворотности:
Пример плохой выворотности необходим для тех, кто переживает о своих способностях.

Даже по фотографиям догадываюсь, что ученицы Фокина специальными приспособлениями не пользовались. Вот что можно прочитать о Карсавиной и Павловой у Л.Д. Блок:
Карсавина «косолапила» левой ступней (держала ее en dedans) и еще могла бороться со своим недостатком, когда об этом думала.

Недостаток же Павловой был неисправим: обе ступни ее прекрасных, говорящих ног были совершенно невыворотны, направлены внутрь и никаким усилиям не подчинялись. Павлова со свойственной гению смелостью нашла выход: она вовсе перестала стремиться поддерживать ногу в выворотном положении и в арабеске решительно повернула ногу подъемом вниз. Так нашла она линию поразительной красоты, которая и зафиксирована в знаменитом плакате Серова.

Мы слышали от очевидицы урока у Е. П. Соколовой, на котором Павлова впервые решилась встать в свой новый арабеск. Ужас Евгении Павловны не имел предела, но Павлова совершенно сознательно изложила свои доводы: все равно как следует ногу повернуть она не может никакими усилиями, так пусть уж будет хоть такая неправильная, но отчетливая и чистая линия. В конце концов Евгения Павловна с доводами согласилась и уже впредь не протестовала.

Этот недостаток гениальной Павловой имел губительнейшее отражение на танце нашей труппы. Тем более что скептицизм Фокина к принципам классического танца, неостроумная издевка над ними, поддержанная ореолом его таланта, — все это могло только подтолкнуть на ложный и опасный путь. Подражая недостатку Павловой, вся наша труппа затанцевала с небрежной выворотностью, еле-еле соблаговоляя в крайнем случае как следует повернуть ногу, а как общее правило «виляя» кое-как мимо всех позиций, делая легкое effacé, когда требуется à la second, вместо пятой приблизительную четвертую позицию и т. д. Так танцевать во много раз проще и не было резона, который удерживал бы на более трудном, правильном пути.
Л.Д. Блок
Смотрите Instagram
Наташи Тарасовой
Лера Новикова и один из её способов работы над выворотностью. Проверьте ее Instagram!
Что вы думаете о выворотности? Возможно ли развитие? Напишите комментарий и мы обсудим на уроке.
comments powered by HyperComments