ВСЕ ЗНАЕШЬ О PLIÉ?
Port de bras

DEMI-PLIÉ и PLIÉ

Самое простое движение в классическом танце – plié. И кажется, что кроме общепринятых приемов исполнения, говорить не о чем. Так ли это на самом деле? Конечно нет. Всмотрись внимательнее и увидишь различия у именитых мастеров.
Plié – от французского глагола «plier» – сгибать, складывать, перегибать. Французский термин plié означает приседание (demi-plié – полуприседание, grand-plié – глубокое приседание) и ту эластичность суставно-связочного аппарата ног, которая развивается приседанием.
Лучшие из лучших
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Даже в port de bras (Port de bras - это правильное прохождение рук через основные позиции с поворотами, наклонами головы и движениями корпуса) с plié есть значимые нюансы! Сегодня в школах используется как минимум два различных способа распределения port de bras в demi-plié.

Авторы книги «Мужской танец в петербургской балетной школе. Педагогическое наследие В.И. Пономарева» зафиксировали первый способ:
"правая рука во время первого demi-plié из II позиции опускается в подготовительное положение, во время второго demi-plié из подготовительного положения переводится через I позицию во II позицию".

В.И. Пономарев
Традиционным для русской школы классического танца можно назвать способ, указанный Н.И. Тарасовым:
"... при этом в самой глубокой точке demi-plié кисть находится над коленом, чуть впереди него. С началом выпрямления ног рука переводится в подготовительное положение и, не останавливаясь в нем, продолжает свой путь. Движение ее начинается строго одновременно с приседанием и заканчивается строго с выпрямлением ног".

Н.И. Тарасов
Идеальная выворотность
В моей практике я использую второй способ. Он как бы программирует такое движения рук, при котором port de bras исполняется лаконично, без опозданий в прыжках.

Работая над уроками Тарасова, я нашел несколько учебных заданий, в которых автор менял форму port de bras. Например, во всей комбинации plié мог оставить руку в подготовительном положении. Проверив прием в уроке, я убедился в его целесообразности. Студенты интуитивно исправляли ошибки постановки спины в plié.

Ради этой же цели Тарасов дает и другой вариант, в котором рука, после опускания в подготовительное положение идет обратно во II позицию, а не в I и, уже затем, во II.

Любопытно, что в первом издании своей книги, А.Я. Ваганова о port de bras сказала лишь следующее:
Когда плиэ делается на середине зала, к нему присоединяются следующие движения рук: перед тем как начать делать плиэ, открыть руки на II позицию, по общему правилу, через подготовительную и I позиции. Начиная плиэ, кисти чуть вскинуть и опускать руки вниз. Когда плиэ доходит до своей нижней точки, руки сходятся внизу. Подымаясь, открывать руки через I на II позицию так же равномерно, как двигаются ноги, нигде не передерживая и не спеша
А.Я. Ваганова
Обрати внимание на последнее предложение Вагановой – открывать руки так же равномерно, как двигаются ноги, нигде не передерживая и не спеша. Об этом в следующей заметке: «Все знаешь о plié? Паузы в demi-plié и grand plié».
comments powered by HyperComments