Методические основы, нюансы и рекомендации классиков
Корпус: фундамент правильной постановки рук
В балете идеальные позиции рук невозможны без правильной постановки корпуса. Подтянутый торс, активные мышцы спины и живота, расправленные плечи создают ту базу, на которой естественно и гармонично формируются балетные линии рук. Как говорится в народе: «Каков стан, таков и поклон» — то есть внешний вид и выразительность рук напрямую зависят от того, как танцовщик держит корпус.

Кисть: естественная форма без искусственного удлинения
Кисть должна сохранять природную мягкость, не быть напряжённой, но и не выглядеть вялой. Классики балета предлагают разные варианты постановки пальцев, но все они сходятся в одном: пальцы должны образовывать плавную, округлую линию, продолжая изгиб всей руки от плеча до кончиков пальцев.
- Методика Вагановой: Пальцы свободны и мягки, большой палец соприкасается со средним, кисть не «переломлена» в запястье, а продолжает общую округлость руки. Если не проконтролировать большой палец, он может отойти в сторону, и кисть приобретёт неэстетичный вид. Мизинец и указательный палец закруглены. Позже допускается лёгкое расхождение пальцев — для придания кисти легкости.
- Костровицкая и Писарев: Большой палец выдвинут к среднему, но не соприкасается с ним.
- Базарова и Мей: Кончик большого пальца касается второй фаланги среднего; остальные пальцы свободно и округло сгруппированы.
- Тарасов: Большой палец легко соприкасается со второй фалангой среднего, остальные пальцы менее закруглены.

Излом локтей и кисти: сила или слабость образа
Линия от плеча до кончиков пальцев должна быть прямой и энергичной. Если локоть опущен слишком низко, а пальцы «смотрят» вниз, образ становится слабым и невыразительным, что народная мудрость метко описывает: «Сила не в руках, а в их положении». Напротив, прямая линия локтя и кисти создаёт ощущение молодости, силы и уверенности.

Формы позиций: учебные и сценические
Исключительно в своей балетной практике я различаю учебную и сценическую постановку рук. Учебные позиции часто завышаются, чтобы облегчить удержание корпуса и формирование правильной вертикали. На сцене же, наоборот, заниженные позиции зрительно удлиняют линии тела, что добавляет артистизму и изяществу.
Классики о подготовительном положении рук
- Костровицкая и Писарев: Руки опущены вниз, не касаются корпуса, образуют овал, кисти почти соприкасаются.
- Базарова и Мей: Овал перед корпусом.
- Тарасов: Руки свободно опущены вниз, мягко округленные локти и запястья, кисти сближены, ладони обращены вверх.

I позиция рук
Для начинающих я рекомендую держать I позицию на уровне нижней линии груди — так проще сохранять вертикаль корпуса. Классики дают следующие рекомендации:
- Ваганова: Немного выше пояса, руки слегка пригнуты, чтобы при переходе во II позицию могли раскрыться.
- Костровицкая и Писарев: На уровне диафрагмы, руки согнуты в овал, локти и пальцы на одном уровне.
- Базарова и Мей: Высота диафрагмы.
- Тарасов: Уровень диафрагмы, линия слегка наклонная вниз.

II позиция рук
Положение рук параллельно полу во II позиции способствует укреплению мышц спины — они активнее включаются в работу. Заниженное положение выгоднее выглядит на сцене, но для учебного процесса важно не пренебрегать классическим уровнем.
- Ваганова: На уровне плеч.
- Костровицкая и Писарев: На высоте плеч.
- Базарова и Мей: Локти и пальцы на одном уровне.
- Тарасов: Несколько ниже линии плеч.

III позиция рук
В начале обучения III позицию следует держать немного перед собой, а затем — ближе к центральной оси корпуса для облегчения вращений.
- Ваганова: Руки должны быть видны исполнителю.
- Костровицкая и Писарев: Видны только мизинцы, если видны все руки — отведи их назад.
- Базарова и Мей: Овальная рамка.
- Тарасов: Несколько впереди корпуса.

Методика изучения позиций рук
Позиции рук отрабатываются при помощи первого port de bras, выполняемого на середине зала en face (лицом к зрителю) сперва без поворотов и наклонов головы. Последовательность такова:
- На «раз-два» — руки поднимаются в I позицию.
- На «три-четыре» — пауза.
- На «раз-два» — руки поднимаются в III позицию.
- На «три-четыре» — пауза.
- На «раз-два» — руки опускаются во II позицию.
- На «три-четыре» — пауза.
- На «раз-два» — руки опускаются в подготовительное положение.
- На «три-четыре» — пауза.
Далее добавляются повороты и наклоны головы: лицо и голова поочередно следуют за правой и левой рукой, не разрывая единства движения. Следующий этап — подготовительный port de bras: руки из I позиции открываются во II и опускаются в подготовительное положение.

Заключение
Постановка рук в балете — это не только техника, но и искусство, в котором важна каждая деталь, присущая определенному исполнителю. Правильное понимание и освоение позиций рук — залог выразительности, красоты и профессионализма каждого танцовщика. Именно по позициям, по движениям рук сквозь них о можно в некоторой мере судить о качественности обучения классическому танцу.