Балетные позиции ног — это основа классического танца. Их правильное освоение важно для красивого и безопасного выполнения всех движений.
Что такое позиции ног?
Существует пять основных позиций ног (по системе Вагановой):
Эти позиции помогают держать равновесие, правильно распределять вес и координировать движения.
- I позиция: ступни развернуты наружу, пятки вместе, носки смотрят в стороны.
- II позиция: как в I, но между пятками — расстояние одной ступни.
- III позиция: одна стопа ставится перед другой так, чтобы пятка одной была у середины другой.
- IV позиция: как в V, но одна нога выставлена вперед или назад на небольшое расстояние.
- V позиция: ступни развернуты наружу, пятка одной ноги прижата к носку другой.
Эти позиции помогают держать равновесие, правильно распределять вес и координировать движения.

Особенности исполнения
- В балете важно не только поставить ноги красиво, но и правильно распределить вес между пальцами и пяткой. В идеале, стремись распределять вес равномерно между всеми пальцами ног и пятками.
- У каждого ученика разная степень выворотности (способности развернуть ноги наружу). Не стоит стремиться к идеалу сразу — главное, чтобы положение было удобным и безопасным.
- Пятки в I и II позиции обычно следует держать вместе. Если анатомия ученика не позволяет, допускается небольшое расстояние, чтобы избежать излишнего напряжения или травм.
- Корпус должен быть выпрямлен, а бедра, колени и стопы — развернуты наружу, но без перенапряжения.
Рекомендации для начинающих
- Осваивать позиции лучше постепенно, с учетом индивидуальных особенностей.
- Сначала учитесь вставать в позиции у балетного станка, затем — в центре зала.
- Следите, чтобы стопы стояли на полу всей поверхностью, не приподнимайте мизинцы и пятки от пола.
- Главное — безопасность: не форсируйте выворотность и не стремитесь к идеальной картинке в ущерб здоровью.
Практические советы
- Позиции ног — это не только красота, но и залог устойчивости и свободы движений.
- Все задания экзерсиса помогут в укреплении мышц ног и развитии выворотности.
- Занимайтесь с опытным педагогом, который подберет подходящий вариант для вашей анатомии.
Пусть каждый ученик развивается в своем темпе, сохраняя здоровье и получая радость от занятия балетом!
Неожиданные хитрости
- Пальцы ног должны стоять с нескольким давлением на пол. Такое усилие дает возможность держать свод стопы несколько выше от пола, чем в спокойном жизненном состоянии.
- Степень разведения носков в стороны ограничивается физическими данными. Отводи носки в сторону максимально, пока мизинцы не начнут слабнуть и перестанут прижиматься к полу.
- Во второй позиции можно ноги ставить на ширину не одной подошвы, а полутора.
- В третьей позиции смотри в зеркало и добивайся, чтобы щиколотка одной ноги закрывала другую. Именно в щиколотках ноги должны выглядеть как одна.
- В V и IV позициях не стоит сильно перекрещивать ноги, если физические данные далеки от идеала. Вполне допустимо, чтобы большой палец впереди стоящей ноги "выглядывал" из-за пятки впереди стоящей ноги.
- Вес ног равномерно распределяется на обеих ногах, однако надо ясно осознавать, что правильная постановка позади стоящей ноги важнее, чем впереди стоящей.
Самое главное
Ни в коем случае нельзя допускать навалы! Навалами в балете называется такое положение стопы на полу, в котором вес корпуса в большей мере распределен на внутренние ребро стопы (от большого пальца до пятки), то есть вес больше будет на больших пальцах и меньше на мизинцах. Длительное пребывание в таком положении приведет к самым печальным последствиям от потери устойчивости на середине зала до деформации стопы.